Skylon.Источник изображения: Reaction Engines Ltd / X (Twitter)
Самолет тратит меньше топлива, может взлетать и садиться на существующих аэродромах, рассказали в пресс-службе института
МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Ученые Московского авиационного института (МАИ) разрабатывают концепцию аэрокосмической транспортной системы для доставки полезного груза и вывода спутников на орбиту. Космический самолет тратит меньше топлива, чем ракеты-носители, работает по схеме горизонтального взлета и посадки, может использовать существующие аэродромы и выполнять полеты без отделяемых частей конструкции, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
«Традиционные ракеты-носители, даже с учетом текущих разработок многоразовых систем, скоро достигнут предела своего технического совершенства и не смогут обеспечить дальнейшее снижение стоимости доставки груза на орбиту. Чтобы удешевить космические запуски, необходимо внедрение принципиально новых технических решений. В сравнении с аналогичными ведущимися проектами, такими как Skylon, концепция его транспортной системы [космического самолета] обладает меньшей технической сложностью, что позволит снизить финансовые вложения и сократит сроки разработки», — заявил аспирант кафедры «Космические системы и ракетостроение» МАИ Денис Мяукин, чьи слова приводятся в сообщении.
Чтобы полет осуществлялся эффективно на всех скоростных режимах — от взлета до выхода на орбиту — предлагается использовать комбинированную двигательную установку, состоящую из трех составных частей и использующую водород в качестве горючего. Так, на старте и для разгона в плотных слоях атмосферы в проекте МАИ предполагается использовать пароводородный ракетно-турбинный двигатель, далее — прямоточный двигатель, а на заключительном участке траектории — ракетный двигатель. Использование водорода существенно увеличит эффективность двигательной установки.
Инженерные расчеты
«Топливо в ракетах за счет принципа их полета тратится не только для набора скорости, но и для компенсации силы тяжести, что обуславливает наличие больших гравитационных потерь. В моей разработке гравитационные потери отсутствуют на значительном участке траектории — там, где подъемная сила компенсирует силу тяжести. В совокупности с применением более эффективной двигательной установки это позволяет получить большую массу полезного груза на орбите. В абсолютных значениях это означает, что если и аэрокосмическая транспортная система, и ракета-носитель будут иметь одинаковую стартовую массу в 400 тонн, то первая сможет доставить на низкую опорную орбиту до 32 тонн полезного груза, а вторая — только до 20 тонн», — уточнил разработчик.
По расчетам ученых, перечисленные особенности позволят снизить массу топлива на космическом аппарате приблизительно на 20% по сравнению с ракетными транспортными системами, что потенциально позволит увеличить относительную массу полезной нагрузки с 5% до 8% от стартовой массы аппарата. В будущем такой космический самолет также можно будет использовать для высокоскоростных межконтинентальных перелетов и космического туризма.
В настоящее время в рамках проекта создана математическая модель летательного аппарата и проведены расчеты по оптимизации траектории выхода на заданную орбиту высотой 220 км, подтвердившие перспективность выбранного подхода. В дальнейшем планируется уточнить облик аппарата и требования к его двигательной установке.
Источник: vpk.name
